Основой социального казначейства должна стать единая цифровая платформа по предоставлению мер социальной поддержки граждан

Основой социального казначейства должна стать единая цифровая платформа по предоставлению мер социальной поддержки граждан

Основой социального казначейства должна стать единая цифровая платформа, на которую будут переведены процессы по назначению и предоставлению всех основных мер поддержки. Об этом заявила заместитель руководителя рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Социальная политика» Ольга Баталина на сессии «Социальное казначейство как инструмент повышения адресности и эффективности мер социальной поддержки», которая проходит в рамках V Московского финансового форума – 2021.

«Технологической основой социального казначейства станет единая цифровая платформа, над созданием которой сейчас работают Пенсионный фонд и Ростелеком. Это с нуля создаваемая система, в которой будут применены самые передовые технологии. Эта платформа объединит функции и задачи информационных ресурсов, которые есть сегодня в ведении Минтруда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, учреждений медико-социальной экспертизы. И в конечном счете поэтапно на нее будут переведены процессы по назначению и предоставлению всех основных мер поддержки», – сказала Баталина.

В Российской Федерации назрела необходимость адаптации сферы социального обеспечения к новым цифровым реалиям. По словам заместителя Министра финансов Российской Федерации Павла Кадочникова, существующий уровень сервиса при предоставлении некоторых мер социальной поддержки граждан совершенно не тот, что ожидают люди от государства. В частности, отметил Кадочников, для получения выплат на детей в зависимости от их возраста и очередности приходится обращаться в разные ведомства и каждый раз собирать свой пакет документов.

Как рассказал замминистра финансов РФ, в этом году на социальную поддержку граждан заложено 2,5 трлн рублей. Из них 28% – это примерно 700 млрд рублей – осуществляется с использованием данных о доходах или имуществе граждан. В следующем году это будет 40%. Если сравнить с цифрами несколько лет назад, то в 2016 году это был 1,3 трлн рублей. Сейчас – 2,5 трлн, пять лет назад – 1,3 трлн. Объем ресурсов колоссальный».

«Нас, как Министерство финансов, в первую очередь волнует, каждый ли рубль из тех 2,5 трлн рублей доходит до цели с той эффективностью, с которой мы ожидаем», – сказал Кадочников. По его словам, для того чтобы помощь была максимально адресной и эффективной, необходима система комплексной оценки нуждаемости граждан. Для ее реализации необходимы в первую очередь технологии – организационные и информационные, считает представитель Минфина.

«В целевой модели мы видим, что это должна быть платформа. В реальном времени будет происходить современная работа с данными: оценка нуждаемости, учет, цифровой контроль. И это, конечно, интеграция с бюджетом, сервисная служба и работа с людьми. Людям важно иметь возможность поговорить с живым человеком», – сказал Кадочников. По его словам, масштабный запуск системы состоится в 2023 году.

В свою очередь, заместитель руководителя рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Социальная политика» Ольга Баталина отметила, что трансформация мер социальной поддержки должна проходить на основе нескольких принципов.

«Во-первых, это равная доступность для граждан государственной помощи. Для этого нужно уйти от подачи заявления и документов в бумажном виде. С учетом размеров нашей территории и удаленностью населенных пунктов сегодня до точки предоставления социальных услуг из маленького села просто не доехать.

Далее – повышение адресности. Социальная поддержка должна оказываться реально нуждающимся гражданам. Социальное казначейство должно нам помочь больше узнать о человеке и понять, в какой помощи он нуждается, в чем особенность его жизненной ситуации. И третье – перевод всех процессов в цифровой формат», – сказала Баталина.

Кроме того, она отметила необходимость стандартизации всех мер поддержки, а также возможность получать их не только по заявлению, но в проактивном формате, то есть по факту наступления жизненной ситуации. «И в результате цифровой трансформации уже в 2020 году появились такие меры. Материнский капитал – это первая мера соцподдержки, которая полностью переведена в проактивный формат. Таким образом, трансформации будут подвергнуты все меры соцподдержки, но сначала на федеральном уровне. И этот процесс мы завершим в 2024 году», – заявила Баталина.

Важность проактивной формы получения соцподдержки отметил и Андрей Кигим. По его словам, «концепция создания социального казначейства – концепция принципиально новой формы социальной защиты, связанной как с проактивом, так и с формой организации работы».

О преградах, которые зачастую не позволяют гражданам получить необходимую поддержку, говорил заместитель руководителя исполкома общероссийского общественного движения «Народный фронт "За Россию"» по экспертно-аналитической работе и координации тематических площадок Арсений Беленький. По его словам, «часто при принятии решения о выплате нужно, чтобы чиновник на месте взял на себя ответственность. Если мы сможем на федеральном уровне с помощью социального казначейства эту ответственность с него снять, выплаты будут приходить лучше».

Поделиться

#мосфинфорум