28.09.2023

Развитие экономики государства через формирование финансовой культуры

Развитие экономики государства через формирование финансовой культуры

Развитие финансовой культуры населения, роль образования в этом процессе и способы повышения налоговой грамотности обсудили сегодня на Московском финансовом форуме в рамках сессии «От финансовой грамотности к финансовой культуре – Стратегия 2030».

Ключевым вопросом обсуждения стали итоги реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, а также цели и принципы нового стратегического документа на период до 2030 года.  

Своей оценкой проделанной работы отраслевого сообщества, органов власти и представителей сферы образования поделился декан Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александр Аузан: «В России попробовали уже все известные в мире инструменты развития финансовой грамотности. Сейчас мы пришли к высокому уровню ее развития. Экономика России выйдет на новый уровень, когда граждане будут не только обладать финансовыми знаниями, но и применять их на практике. Эта идея лежит в основе Стратегии 2030».

«За период с 2017 года была проделана большая работа, и результаты впечатляющие. Более 100 тысяч педагогов прошли обучение, более 350 тысяч школьников и студентов приняли участие в наших олимпиадах. Разработаны самые разные материалы: от информационных, игровых до самых настоящих учебно-методических комплексов. 85 регионов имеют свои программы повышения финансовой грамотности и координационные органы», – отметил заместитель Министра финансов РФ Павел Кадочников.

Переходя к обсуждению нового стратегического документа в сфере финграмотности, Павел Кадочников также отметил, что перед государством стоит непростая задача по переходу от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре – более сложному явлению, которое включает в себя ценности, установки и поведенческие практики. «Если раньше мы хотели дойти до каждого гражданина с каким-то базовым набором информации, то сейчас в центре внимания – реальное финансовое поведение россиян. От него зависит их финансовое благополучие, их сбережения, то, как развивается финансовый сектор и как, в конечном счете, развивается экономика России», - подчеркнул заместитель министра финансов РФ.

Как отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков, Стратегия 2030 отвечает запросам разных социальных групп: школьники, взрослые, студенты, учителя, люди пожилого возраста. «Это переход от простых навыков финансовой грамотности к формированию финансовой культуры, то есть к тому, чем люди руководствуются, принимая конкретные решения. Очень сложный переход. Как правило, культура формируется через поколение. Сейчас мы говорим о первом шаге», – добавил глава региона.

Формирование финансовой культуры у разных социальных групп окажет положительный эффект на развитие государственной экономики, считают эксперты. Так, член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута выделил две главные задачи, которые должна решить Стратегия 2030: это повышение финансовой культуры и этики взаимодействия с потребителем самих финансовых организаций. «Эти задачи мы решаем не только в рамках новой стратегии финграмотности, финкультуры, но и в рамках другого документа, взаимосвязанного с ним, – Стратегии развития финансового рынка до 2030 года», — обратил внимание спикер. Михаил Мамута подвел итог: «Когда люди более осмысленно, более осознанно, более рационально относятся к своему финансовому поведению, то, как следствие, в нормальных условиях растет и объем инвестиций, и в том числе объем долгосрочных инвестиций, сбережений. Это тот ресурс, который будет полезен для экономики».

Как напомнил участникам сессии Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, финграмотность уже стала обязательным элементом школьной программы, и работа по интеграции финграма в образовательный процесс будет продолжена.

Сегодня в начальной школе на уроках «Окружающего мира» дети знакомятся с такими понятиями, как семейный бюджет, безопасность в Интернете, учатся различать расходы и доходы семьи, ориентироваться в признаках мошеннических действий. Задачи практического характера ребята выполняют на уроках математики», – отметил глава Минпросвещения России.

В контексте развития финкультуры невозможно не затронуть аспект повышения налоговой грамотности граждан. По словам заместителя руководителя ФНС России Константина Чекмышева, задача службы – превратить обучение налоговой грамотности в предоставление удобных сервисов. «То есть знания сами находят нуждающихся в обычной жизни путем проактивного информирования или подсказок и разъяснений при предоставлении нужной госуслуги», – отметил он.

Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Юлия Комкова представила опыт столицы по повышению финансовой и, в том числе, налоговой грамотности граждан. «На портале “Открытый бюджет” мы создали базу материалов: разместили не только статьи, но лекции и видеоматериалы для повышения финансовой грамотности. Мы сделали финансовый чек-ап, чтобы оценить себя и сразу получить рекомендации, как поправить свое финансовое здоровье», – рассказала она.

Спикеры также напомнили гостям форума о том, что вопросы финансовой грамотности, а также различные образовательные мероприятия будут проходить в рамках выставки-форума «Россия», которая откроется 4 ноября на ВДНХ.