Национальные проекты и регионы: поставленные задачи и пути их решения

2019 год - первый год реализации национальных проектов. С учетом произошедшей перенастройки финансовых, административных и управленческих механизмов задачи федерального центра и инициативы, пришедшие из регионов, теперь позволяют дать оценку эффективности совместной работы.
Какие механизмы требуют пересмотра или доработки? И, наоборот, какие практики и решения оказались наиболее эффективными, достойными последующего развития и тиражирования?

Предпринимательская активность: проблемы и источники роста

Согласно социологическому исследованию НАФИ, 29% россиян хотели бы заняться собственным бизнесом. По данным национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства», в 2008 г. лишь 5,1 % российских граждан заявили, что в ближайшие 3 года планируют открыть бизнес.  В то же время статистика роста субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о сдержанной предпринимательской инициативе российских граждан. Может ли национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ответить на все запросы граждан? Или осторожность потенциальных предпринимателей вызвана причинами, лежащими за пределами национального проекта?

Повышение доступности и качества поддержки граждан путем цифровизации

Наиболее актуальными вызовами современной социальной политики выступают оптимизация функционирования социальных систем и практик, в том числе обеспечение их прозрачности, повышение доступности мер социальной поддержки, их качества, развитие социальной сферы в целом. Современные информационные технологии уже позволили повысить уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение, но это только начало цифровой трансформации, есть и другие драйверы изменений.
Какие возможности и риски мы видим при внедрении цифровых технологий в социальной сфере? Повышение эффективности взаимодействия граждан и государства — возможные способы. Как сделать получение мер социальной поддержки таким же простым механизмом как покупка в магазине? Как в этом помогут цифровые технологии и платформенные решения? Механизмы и методы решения (апробации)? Планируемый результат и оценка влияния на бюджет? Региональный взгляд на внедрение современных информационных технологий в социальной сфере?

Производительность труда как образ мышления

В соответствии с национальными целями Российская Федерация должна совершить колоссальный рывок и выйти на темпы роста производительности труда в 2024 году на 5% в базовых несырьевых отраслях экономики.  Достижение таких амбициозных целей возможно только за счет формирования нового бизнес-мышления, как среди руководящего состава, так и на уровне рядовых сотрудников.  При разработке мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» Минэкономразвития России уделило особое внимание вопросам формирования нового подхода к повышению производительности труда на предприятиях посредством совершенствования образования, корпоративной культуры, мотивации персонала.  Несмотря на все многообразие существующих мер господдержки, а также наличия на предприятиях собственных программ развития корпоративной культуры и мотивации, вопрос всегда остается открытым и актуальным. Как мотивировать предприятия и регионы повышать производительность труда? Для чего нужно трансформировать систему управления на предприятии? Какие инструменты необходимо применять для реализации поставленных целей? Нужно ли делать упор на инвестиции в человеческий капитал? Как стимулировать развитие проактивного мышления?

Оптимизация механизмов государственных закупок

Правительством сформулированы задачи по упрощению системы государственных закупок. Часть барьеров, являющихся существенным препятствием на пути реализации национальных проектов, уже устранена.
Продолжается работа по комплексному реформированию и оптимизации системы государственных закупок с учетом поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации целей и задач.

Валютное регулирование: лицом к экспортеру

Столкнувшись с серьезными внешними шоками, Россия меняет подходы к бизнесу. Особенно это необходимо в сфере международной торговли и связанными с ней расчетами между резидентами и нерезидентами.
Какая политика в валютной сфере деятельности оптимальна в настоящее время? Как обеспечить широкое использование экспортерами и импортерами расчетов в национальной валюте? Как обеспечить постепенный отход от использования доллара США в международных расчетах? Как обеспечить свободу деятельности экспортеров для целей наращивания объемов несырьевого экспорта до уровня 250 млрд долларов США к 2024 году?

Бизнес-завтрак

Перспективы российской экономики и финансовых рынков

При поддержке Bloomberg
По индивидуальным приглашениям

Сегодня мировая экономика проверяется на прочность множеством разноплановых вызовов: торговые войны, политическая неопределенность, санкционное давление, циклические и структурные ограничения.
Как российский финансовый сектор реагирует на эти вызовы? Сможет ли российская экономика не просто выстоять в этих штормовых условиях, но и воспользоваться возможностями для роста? К каким «правилам игры» нам придется адаптироваться в ближайшем будущем? Можно ли выработать иммунитет к новым шокам?

Совершенствование таможенного администрирования. Приоритет электронных технологий

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза закрепил главенство электронного взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, дав толчок к ускоренному развитию электронных сервисов и электронных таможен.
Как оценивается практика работы центров электронного декларирования? Каков наработанный опыт по взаимодействию участников ВЭД и ФТС России в электронном виде? Какие проблемы и перспективы дальнейшей цифровизации этих отношений?

Эффективность бюджетных правил в государствах-членах ЕАЭС. Возможности развития системы наднациональных бюджетных правил

В последние годы обеспечение устойчивости бюджетной политики находится в центре внимания государств-членов ЕАЭС. Одним из основных инструментов, направленных на решение этой задачи, являются бюджетные правила. Развитие интеграции и повышение взаимосвязанности экономик на евразийском пространстве делает актуальным обмен опытом использования бюджетных правил государствами-членами ЕАЭС в контексте разработки современной экономической политики. При этом помимо существования национальных бюджетных правил, Договором о Евразийском экономическом союзе установлены единые предельные значения государственного долга и дефицита бюджета для государств-членов, которые на настоящий момент можно рассматривать как наднациональные бюджетные правила.
Насколько эффективны современные системы бюджетных правил государств-членов ЕАЭС? Помогли ли они странам справиться с вызовами последних лет? В каком направлении необходимо развивать сотрудничество государств-членов ЕАЭС в проведении согласованной макроэкономической политики, учитывая существующие между экономиками различия? Нужны ли странам единые стандарты бюджетной устойчивости, и каков оптимальный способ их закрепления?

Влияние инвестиционного климата на финансы и экономику города

На фоне непростой внешнеполитической и макроэкономической ситуации столица демонстрирует устойчивую положительную динамику ключевых экономических, финансовых и инвестиционных показателей. Несмотря на санкции, сохраняется интерес к Москве со стороны российских и иностранных инвесторов.
Что является драйвером улучшения деловой среды и инвестиционной активности в Москве?
Как привлечь правильных инвесторов и создать эффективную систему поддержки проектов?
Какие меры и инструменты применяет город, чтобы укреплять свои позиции среди мировых мегаполисов?

Открытое заседание клуба финансовых директоров на тему: «Предоставление мер государственной поддержки: механизмы реализации и эффективность привлечения частных инвестиций в инвестиционные проекты»

На достижение национальных целей развития Российской Федерации планируется направить более 13 трлн рублей средств федерального бюджета до 2024 года. Предполагается, что объем участия бизнеса в достижении национальных целей развития должен превышать объем государственного финансирования не менее чем в 2-3 раза и составить от 26 до 39 трлн рублей.
В целях достижения указанной задачи в ходе открытого заседания Клуба финансовых директоров предлагается обсудить общие принципы предоставления государственной поддержки, меры поддержки, необходимые для реализации новых инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, а также условия максимально возможного привлечения частных инвестиций в реализацию национальных проектов.

Социальный сертификат как инструмент повышения доступности и качества бюджетных услуг

Национальные проекты «Образование», «Демография», «Цифровая экономика», призванные стать драйвером повышения качества жизни граждан, включают в себя мероприятия, предусматривающие вовлечение негосударственного сектора в сферу оказания государственных услуг с использованием сертификата — инструмента, обеспечивающего организацию оказания государственных услуг на основе принципа «деньги следуют за потребителем». Вместе с тем отсутствие единых подходов к использованию указанного инструмента субъектами Российской Федерации не позволяет обеспечить единство правового регулирования, препятствует развитию отношений между государством и частным сектором и влечет недоверие пользователей.
Какие результаты использования сертификатов на оказание государственных услуг уже получены и как выстроить систему их регулирования, обеспечив баланс соблюдения интересов всех вовлеченных сторон?
Ханты-Мансийским автономным округом, Московской и Новгородской областями выражена готовность приступить к использованию инструментов сертификата в рамках единых подходов в режиме апробации, проводимой совместно с Минфином России. Соответствующие соглашения о сотрудничестве будут подписаны по итогам сессии.

Реформа ОСАГО: продолжение следует

Совершенствование регулирования ОСАГО необходимо для сокращения количества споров между страховщиками и потребителями страховых услуг, повышения качества предоставляемых страховщиками услуг и удовлетворения ими страхователей, обеспечения заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, формирования добросовестной конкуренции. Практика осуществления ОСАГО показывает, что достижению данных целей может способствовать изменение сложившейся системы тарификации ОСАГО.
Сможет ли изменить ситуацию законопроект, направленный на либерализацию системы тарификации ОСАГО? Каковы ожидания и риски, связанные с его принятием? Поспособствует ли использование современных информационных технологий и технических устройств в системе ОСАГО повышению удовлетворенности потребителей страховых услуг, безопасности дорожного движения, а также стимулированию водителей к заключению договора ОСАГО?

Финансовое обеспечение планов развития территорий

В настоящее время действуют различные формы поддержки социально-экономического развития территорий, реализация которых осуществляется в основном в рамках действующих федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации определила основные направления развития разных типов территорий.
Сегодня разработан план реализации Стратегии, предусматривающий разработку среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития различных типов территорий: макрорегионов, городов и городских агломераций, сельских территорий.
Ведется работа по разработке стратегий макрорегионов и планов их реализации, а также индивидуальных планов развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития.
Для поддержки сельских территорий в мае текущего года была утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
В этой связи важным является обеспечение мероприятий различных мер поддержки, реализуемых в рамках планов развития территорий, оптимальными организационно-финансовыми формами.

Пленарная сессия

Российская экономика: возможности для опережающего развития

За последние годы экономика России претерпела качественные изменения благодаря созданной конструкции макроэкономической политики, устойчивой к любым внешним шокам, устранены макроэкономические дисбалансы, структура экономического роста стала более здоровой и устойчивой к изменениям внешней конъюнктуры. Как результат —  улучшение динамики ВВП отмечается даже несмотря на действие различных внешних ограничений. Стабильные и предсказуемые экономические, фискальные и финансовые условия создали надежный фундамент.
Но сможет ли Россия двигаться дальше? Достаточно ли у нас возможностей для качественного рывка и какие они? Хватит ли у нас механизмов влияния на экономику? Насколько они действенны? Какой опыт мы можем позаимствовать из мировой практики, а каких ошибок лучше избежать?  Способны ли мы на «российское экономическое чудо»?

* Обращаем внимание, что в Программе могут быть изменения.