Национальные проекты и регионы: поставленные задачи и пути их решения

2019 год - первый год реализации национальных проектов. С учетом произошедшей перенастройки финансовых, административных и управленческих механизмов задачи федерального центра и инициативы, пришедшие из регионов, теперь позволяют дать оценку эффективности совместной работы.
Какие механизмы требуют пересмотра или доработки? И, наоборот, какие практики и решения оказались наиболее эффективными, достойными последующего развития и тиражирования?

Пленарная сессия

Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты

Россия накопила богатый опыт реформ: от преобразований Витте и Столыпина до «шоковой терапии» 90-х. Различные нововведения не раз круто меняли вектор социально-экономического развития страны.
В чем уникальность российского опыта? Какие уроки мы извлекли? Сможем ли мы успешно использовать этот исторический багаж, сумев избежать ошибок прошлого? Какие реформы нужны сейчас? Следует ли для их реализации создавать новые механизмы или можно воспользоваться старыми наработками? Удастся ли национальным целям и проектам стать успешным реформаторским инструментом?

Предпринимательская активность: проблемы и источники роста

Согласно социологическому исследованию НАФИ, 29% россиян хотели бы заняться собственным бизнесом. По данным национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства», в 2008 г. лишь 5,1 % российских граждан заявили, что в ближайшие 3 года планируют открыть бизнес.  В то же время статистика роста субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о сдержанной предпринимательской инициативе российских граждан. Может ли национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ответить на все запросы граждан? Или осторожность потенциальных предпринимателей вызвана причинами, лежащими за пределами национального проекта?

Влияние налоговой политики в нефтяной отрасли на социально-экономическое развитие России

Реформирование налогообложения нефтяной отрасли осуществляется фактически непрерывно, начиная с введения НДПИ. Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на стимулирование добычи углеводородного сырья и модернизацию нефтепереработки. Введены налог на дополнительный доход (НДД) при добыче углеводородного сырья и обратный акциз на нефтяное сырье при реализации качественных нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Каковы объемы добычи льготируемой нефти? На какой стадии находится работа по актуализации уже имеющихся налоговых льгот? Какие будут долгосрочные бюджетные последствия принятых решений по поддержке нефтяной отрасли?

Повышение доступности и качества поддержки граждан путем цифровизации

Наиболее актуальными вызовами современной социальной политики выступают оптимизация функционирования социальных систем и практик, в том числе обеспечение их прозрачности, повышение доступности мер социальной поддержки, их качества, развитие социальной сферы в целом. Современные информационные технологии уже позволили повысить уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение, но это только начало цифровой трансформации, есть и другие драйверы изменений.
Какие возможности и риски мы видим при внедрении цифровых технологий в социальной сфере? Повышение эффективности взаимодействия граждан и государства — возможные способы. Как сделать получение мер социальной поддержки таким же простым механизмом как покупка в магазине? Как в этом помогут цифровые технологии и платформенные решения? Механизмы и методы решения (апробации)? Планируемый результат и оценка влияния на бюджет? Региональный взгляд на внедрение современных информационных технологий в социальной сфере?

Эффективность управления бюджетными расходами: международный опыт и российская практика

Международный опыт свидетельствует:  все государства организуют систему управления бюджетными расходами по-разному. Нет единства и в выборе инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.
Каковы лучшие мировые практики в данной области? В чем уникальность российского опыта? Смогут ли обзоры бюджетных расходов стать основой повышения их эффективности в России?

Производительность труда как образ мышления

В соответствии с национальными целями Российская Федерация должна совершить колоссальный рывок и выйти на темпы роста производительности труда в 2024 году на 5% в базовых несырьевых отраслях экономики.  Достижение таких амбициозных целей возможно только за счет формирования нового бизнес-мышления, как среди руководящего состава, так и на уровне рядовых сотрудников.  При разработке мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» Минэкономразвития России уделило особое внимание вопросам формирования нового подхода к повышению производительности труда на предприятиях посредством совершенствования образования, корпоративной культуры, мотивации персонала.  Несмотря на все многообразие существующих мер господдержки, а также наличия на предприятиях собственных программ развития корпоративной культуры и мотивации, вопрос всегда остается открытым и актуальным. Как мотивировать предприятия и регионы повышать производительность труда? Для чего нужно трансформировать систему управления на предприятии? Какие инструменты необходимо применять для реализации поставленных целей? Нужно ли делать упор на инвестиции в человеческий капитал? Как стимулировать развитие проактивного мышления?

Инновации в области бесконтактного налогового администрирования. Опыт реализации проекта «Cамозанятые»

В 2019 году в четырех пилотных регионах началась реализация проекта по введению специального налогового режима для самозанятых. Основной задачей проекта является создание простого и удобного способа легального ведения деятельности и уплаты налогов для самозанятых.
Особенности специального налогового режима для самозанятых. Специальный налоговый режим как способ комфортного взаимодействия граждан и государства. Используемые в проекте новации, большинство из которых не имеют аналогов в мировой практике налогового администрирования. Первые результаты проекта и его дальнейшее развитие.

Оптимизация механизмов государственных закупок

Правительством сформулированы задачи по упрощению системы государственных закупок. Часть барьеров, являющихся существенным препятствием на пути реализации национальных проектов, уже устранена.
Продолжается работа по комплексному реформированию и оптимизации системы государственных закупок с учетом поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации целей и задач.

Круглый стол

Перспективные направления пилотной апробации проектов социального воздействия в Дальневосточном федеральном округе и Арктике

Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» при участии Минфина России осуществляется реализация в режиме апробации проектов социального воздействия (SIB), предусматривающих внедрение новых инструментов вовлечения инвесторов в финансовое обеспечение проектов, направленных на достижение социально значимых эффектов. Первый проект в сфере образования уже запущен на территории Республики Саха (Якутия). Дальнейшее применение механизма проектного финансирования, направленного на решение задач в социальной сфере Дальневосточного федерального округа (ДФО) и Арктической зоны, поддержано руководством Минвостокразвития России.
Презентация возможностей проектов социального воздействия, порядка их подготовки и реализации, а также опыта реализации первого проекта на территории ДФО и станет предметом обсуждения на круглом столе.

Валютное регулирование: лицом к экспортеру

Столкнувшись с серьезными внешними шоками, Россия меняет подходы к бизнесу. Особенно это необходимо в сфере международной торговли и связанными с ней расчетами между резидентами и нерезидентами.
Какая политика в валютной сфере деятельности оптимальна в настоящее время? Как обеспечить широкое использование экспортерами и импортерами расчетов в национальной валюте? Как обеспечить постепенный отход от использования доллара США в международных расчетах? Как обеспечить свободу деятельности экспортеров для целей наращивания объемов несырьевого экспорта до уровня 250 млрд долларов США к 2024 году?

Финансовое просвещение потребителя в цифровую эру: риски и возможности

Цифровые технологии играют значительную роль в расширении доступа к финансовым услугам и улучшении благосостояния населения. В то же время, усложнение финансовых продуктов, переход к дистанционным форматам, появление новых провайдеров, а также недобросовестные практики продажи финансовых продуктов усиливают риски для потребителей, в первую очередь, социально уязвимых групп, включая людей старшего поколения, жителей сельских территорий и др. В подобных условиях всё большее значение приобретает финансовое просвещение, наличие адекватных механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг и разрешения споров.
Какие вызовы стоят перед государством и бизнесом в свете цифровых финансовых услуг и как на них отвечает Стратегия повышения финансовой грамотности? Какие практики и инициативы повышения цифровой и финансовой грамотности уже существуют у государства, бизнеса и НКО? Какие инновационные инструменты повышения финансовой грамотности для социально-уязвимых категорий граждан и как обеспечить их дальнейшее распространение? Какие меры финансового просвещения, защиты прав потребителей и регулирования необходимы для снижения закредитованности людей с низкими доходами? Каким должен быть формат взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческого сектора в интересах повышения финансовой грамотности граждан?

Бизнес-завтрак

Перспективы российской экономики и финансовых рынков

При поддержке Bloomberg
По индивидуальным приглашениям

Сегодня мировая экономика проверяется на прочность множеством разноплановых вызовов: торговые войны, политическая неопределенность, санкционное давление, циклические и структурные ограничения.
Как российский финансовый сектор реагирует на эти вызовы? Сможет ли российская экономика не просто выстоять в этих штормовых условиях, но и воспользоваться возможностями для роста? К каким «правилам игры» нам придется адаптироваться в ближайшем будущем? Можно ли выработать иммунитет к новым шокам?

Открытый диалог:
Федеральное казначейство – новые правила и новые возможности

Есть ли альтернатива казначейству? Можно ли отдать его функции на «аутсорсинг»? С какими вызовами приходится сталкиваться? Ответы на эти вопросы будут даны в открытом диалоге с руководителем Федерального казначейства Романом Артюхиным.

Совершенствование таможенного администрирования. Приоритет электронных технологий

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза закрепил главенство электронного взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, дав толчок к ускоренному развитию электронных сервисов и электронных таможен.
Как оценивается практика работы центров электронного декларирования? Каков наработанный опыт по взаимодействию участников ВЭД и ФТС России в электронном виде? Какие проблемы и перспективы дальнейшей цифровизации этих отношений?

Молодежь как главный ресурс достижения национальных целей

Основой для развития государства является человеческий капитал, движущей силой которого выступает молодежь. Формирование ценностных установок среди молодых людей, направленных на уважительное отношение к собственному здоровью и здоровью близких людей, является одним из приоритетов государственной молодежной политики.
Участники сессии обсудят роль общественных организаций, волонтерских движений, гражданских активистов в достижении национальных целей развития, а также создание условий для самореализации граждан и социальные лифты для молодежи.

Эффективность бюджетных правил в государствах-членах ЕАЭС. Возможности развития системы наднациональных бюджетных правил

В последние годы обеспечение устойчивости бюджетной политики находится в центре внимания государств-членов ЕАЭС. Одним из основных инструментов, направленных на решение этой задачи, являются бюджетные правила. Развитие интеграции и повышение взаимосвязанности экономик на евразийском пространстве делает актуальным обмен опытом использования бюджетных правил государствами-членами ЕАЭС в контексте разработки современной экономической политики. При этом помимо существования национальных бюджетных правил, Договором о Евразийском экономическом союзе установлены единые предельные значения государственного долга и дефицита бюджета для государств-членов, которые на настоящий момент можно рассматривать как наднациональные бюджетные правила.
Насколько эффективны современные системы бюджетных правил государств-членов ЕАЭС? Помогли ли они странам справиться с вызовами последних лет? В каком направлении необходимо развивать сотрудничество государств-членов ЕАЭС в проведении согласованной макроэкономической политики, учитывая существующие между экономиками различия? Нужны ли странам единые стандарты бюджетной устойчивости, и каков оптимальный способ их закрепления?

Влияние инвестиционного климата на финансы и экономику города

На фоне непростой внешнеполитической и макроэкономической ситуации столица демонстрирует устойчивую положительную динамику ключевых экономических, финансовых и инвестиционных показателей. Несмотря на санкции, сохраняется интерес к Москве со стороны российских и иностранных инвесторов.
Что является драйвером улучшения деловой среды и инвестиционной активности в Москве?
Как привлечь правильных инвесторов и создать эффективную систему поддержки проектов?
Какие меры и инструменты применяет город, чтобы укреплять свои позиции среди мировых мегаполисов?

Развитие системы финансового контроля и аудита в секторе государственного управления: сегодня и завтра

В июле 2019 года приняты важные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В целях повышения эффективности деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля и реализации результатов их деятельности в рамках панельной дискуссии необходимо обсудить следующие вопросы:
Основные направления совершенствования механизма принятия финансовыми органами решений о применении бюджетных мер принуждения.
Разработка и внедрение единых для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Что они должны содержать?
Внутренний финансовый аудит: нужен ли он повсеместно, и в каких случаях возможна (необходима) передача полномочий?
Мониторинг качества финансового менеджмента: введение и реализация полномочий по мониторингу в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях), направления мониторинга и использование его результатов.

Открытое заседание клуба финансовых директоров на тему: «Предоставление мер государственной поддержки: механизмы реализации и эффективность привлечения частных инвестиций в инвестиционные проекты»

На достижение национальных целей развития Российской Федерации планируется направить более 13 трлн рублей средств федерального бюджета до 2024 года. Предполагается, что объем участия бизнеса в достижении национальных целей развития должен превышать объем государственного финансирования не менее чем в 2-3 раза и составить от 26 до 39 трлн рублей.
В целях достижения указанной задачи в ходе открытого заседания Клуба финансовых директоров предлагается обсудить общие принципы предоставления государственной поддержки, меры поддержки, необходимые для реализации новых инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, а также условия максимально возможного привлечения частных инвестиций в реализацию национальных проектов.

* Обращаем внимание, что в Программе могут быть изменения.